Сборник материалов, посвященных виртуальному справочному обслуживанию в библиотеках

Разовью мысль, появившуюся в «плаче Ярославны по виртуальной справке«.
Мысль следующая — «издать» сборник-справочник статей, посвященных виртуальному справочному обслуживанию и опыту работы отдельных виртуальных справок.

Интересуют пока следующие вопросы:
Интересна ли кому-то кроме меня эта тема, готовы ли вы помочь? Поделиться своими мыслями на эту тему? Написать статью?

Если вы ответили «да» на один из вышеперечисленных вопросов, то мне нужна помощь в обдумывании концепции — т.е. как это будет выглядеть, в каком формате и за чей счет. Необходимо определиться с темами статей, подумать о реализации. И конечно, нужна помощь в информационной поддержке, чтобы как можно больше библиотек узнало об этом проекте и приняло в нем посильное участие.

Все желающие — комментируйте!

7 комментариев для "Сборник материалов, посвященных виртуальному справочному обслуживанию в библиотеках"

    ShiKate | 04.08.2008 в 7:46 дп

    Катерина! Идея замечательная, но мне кажется, что профессионалы, занимающиеся этим вопросом, почему-то не читают блоги…
    Может быть было бы целесообразно сначала собрать перечень экспертов, и попробовать их заинтересовать. Есть одно «но» — это обычно занятые люди, которым недосуг отвлекаться на организационные вопросы. Так что от них можно ждать разве что новых статей.
    Я сама не очень разбираюсь в виртуальной справке, поэтому экспертом быть не могу, но попробую подумать чем можно поучаствовать…

    ms.kite | 04.08.2008 в 7:49 дп

    Катя, спасибо за отзыв:) Сейчас я просто хочу собрать команду «неравнодушных», может быть, среди них найдутся и специалисты 🙂

    Anonymous | 04.08.2008 в 2:52 пп

    Катя, добрый вечер! А ведь библиотека УрГУ не выполняет справки через Интернет? На сайте сообщаются только номера телефонов. Мне кажется, можно провести аналогии между виртуальной справкой и телефонной.
    Что можно обсуждать во втором случае? Модели телефонов и технологии телефонной связи? Вроде как это вне библиотечного ведения. Язык общения, речевой этикет и т. п.? Этим успешнее могут заниматься лингвисты и психологи, тогда как говорящим по телефону библиотекарям такие исследования могут быть и безразличны, и не нужны. Предмет запросов (о чем спрашивают) и как с тобой говорят? Это из области «мифов о читателях», а серьезная статистика, учитывающая интересы читателей, спрашивающих и необходимая для комплектования библиотеки и образования библиотекарей, — требует усилий, может быть, только одного кропотливого специалиста. Где и как искать ответы? В каталоге, в словаре, в сети Интернет — такие технологии поиска определяются в самом начале.
    Для маленькой библиотеки важен вопрос: стоит ли открывать специальную виртуальную справку или можно указать номер телефона и дополнительно адрес эл. почты, полагаясь на виртуальные справки больших библиотек или сообществ (если виртуальная справка — предоставление сведений не о книжно-журнальных фондах конкретной библиотеки, а о сайтах, хотя первого, мне кажется, тоже не хватает; но поиск среди документов, расположенных в сети, лишает справку географической привязки к конкретной библиотеке). Для работающей ВСС — вопросы рекламы услуги и удовлетворенности пользователя (но нельзя же приставать с таким вопросом каждый год?). Из чистого любопытства можно классифицировать такие службы, учитывая не только библиотечный опыт, но и прекрасную справку на gramota.ru и общение в сети, обмен вопросами в разных виртуальных сообществах.
    В итоге, как мне кажется, библиотечная ВСС — это такая услуга, которая не требует специальных инструментов для своего изучения. Скорее всего, работают там библиографы, снабженные дополнительными инструкциями, которые связаны лишь в правилами конкретной справочной службы и теоретическому осмыслению не подлежат. Со стороны этого не видно. Вероятно, специалисты в этой области могут думать иначе. (Кстати, может быть, они подписывают документы о неразглашении?)))
    Мне кажется, Вам не стоит переживать из-за отсутствия публикаций — есть поле для исследования, не замутненное требованием прочесть сотни подобных занудных текстов. Я бы перенесла внимание на исследование востребованности такой услуги в России, отталкиваясь от истории ВСС в российских библиотеках и от сравнения с работой аналогичных служб в библиотеках, например, США. Вот для меня проблема: должны ли библиотечная ВСС предлагать своим абонентам обратиться к тем источникам информации, которых нет в сети, или ВСС — для тех, кому лень искать самостоятельно что-то в сети. Хотя, вероятно, и функции ВСС определены уже. Подскажите мне, пожалуйста, могу я об этом что-то прочесть?
    Итак: думаю, Вам стоит самостоятельно заниматься исследованиями, не думая о коллективных монографиях и т. п. (Вышла уже Ваша статья в «Библиотечном деле»? У нас все журналы после №5 расхватали).
    Марина

    ms.kite | 04.08.2008 в 3:20 пп

    Да, Марина, вы правы, в нашей библиотеке пока нет ВСС, но я надеюсь, что сей проект я когда-нибудь реализую.
    Не могу не согласиться с вашими мыслями, кроме, пожалуй, одной «не стоит переживать из-за отсутствия публикаций» 🙂 Стоит. Это может означать, что тема уже никому не интересна или «все уже написано до нас». Во-вторых, делать какие-то выводы, положительные или отрицательные, не располагая информацией неправильно. Поэтому приходится это делать в «индивидуальном порядке», что не всегда удобно, ибо не напишешь в диссертации «в личном письме библиограф такой-то библиотеки сказала нам» 🙂 Утрирую, конечно…
    Понятно, что любую тему можно изучать с разных сторон, но меня волнует — нужно ли это кому-то кроме меня? Хотя, есля мне это доставляет удовольствие — то почему бы и нет.
    О коллективной монографии: мне было интересно опять же выявить «единомышленников», если из этой идеи что-то получится — будет здорово, если нет — я сильно растраиваться не буду.
    Почитать можно монографию Е. Д. Жабко «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде» (в Белинке она, кажется, есть).
    Статья моя вышла в 6м номере.

    Anonymous | 28.04.2010 в 4:14 дп

    Виртуальное справочное обслуживание… Какая тяжелая (можно сказать — болезненная) тема для меня… Полу-статью полу-написала прошлым летом, но по определенным причинам так и лежит пока в нем (в столе)…Возможно, этим летом она будет все-таки готова. Я специалист. Именно этой службы. "Стажист" (почти два с половиной года). И так как я слишком многое могу о ней сказать (и — разное), потому то я и молчу пока — нужно все упорядочить в первую очередь для самой себя.

    Anonymous | 28.04.2010 в 4:21 дп

    Да, еще. На комментарий ShiKate: "профессионалы, занимающиеся этим вопросом, почему-то не читают блоги". Да, они крайне и крайне редко читают блоги (лично я — практически никогда, за этим вот редчайшим исключением)по одной простой причине — НЕКОГДА!!! Некогда "болтать", ибо ждет куча справок виртуальных, которые нужно срочненько сделать. Так что, граждане-блогисты, пока вы тратите кучу времени на эти вот разговоры-обсуждения (кому вот они нужны-то, если честно?!), виртуалы — работают. Просто работают. Некогда им.

    ms.kite | 28.04.2010 в 9:42 дп

    >> кому вот они нужны-то, если честно?
    Если они не нужны Вам лично, то это не значит, что ведение, чтение и комментарии блогов не нужны другим людям. Если так рассуждать, то зачем тратить время на публикацию и чтение статей и книг? зачем ездать на конференции? зачем общаться с коллегами?

Ваш отзыв на Anonymous